02.07.2010
Амбициозные планы ближневосточных стран по наращиванию собственного производства стали в недалеком будущем могут аукнуться украинским металлургам утратой позиций.
Представитель иранского правительства Али Хератинник заявил, что в стране сейчас строится восемь металлургических заводов и с завершением строительства Иран выйдет на ежегодное производство 35 млн т стали. При этом около 20 млн т будет использоваться внутри страны, а остальной объем пойдет на экспорт. Представители иранской власти не первый раз заявляют о планах по развитию металлургического производства. Однако ранее заявленные объемы были несколько скромнее, кроме того, эти заявления были сделаны еще в докризисный период. Теперь мировой металлургии, по-видимому, следует активнее готовиться к появлению нового агрессивного игрока на денежном локальном рынке.
Продукция украинского ГМК традиционно ориентирована на экспорт, куда идет около 80% общего производства. При этом Ближний Восток является одним из ключевых зарубежных потребителей украинского металла. По данным центра Держзовнишинформ, в прошлом году совокупный украинский экспорт металлопродукции составил 25,5 млн т, а страны Ближнего и Среднего Востока «съели» 35% этого объема. Другими важными регионами стали Юго-Восточная Азия – 19%, страны Евросоюза – 14%, СНГ (включая Россию) – 11%. Несмотря на то, что эти цифры касаются кризисного периода, их можно считать показательными – роль Ближнего Востока в стабильности работы украинского ГМК сложно переоценить.
Непосредственно Иран как рынок сбыта не имеет глобального значения для украинских металлургов (поставки в прошлом году в эту страну составили менее 500 тыс. т). Однако его стремление не только обеспечить свои потребности, но и поставлять в соседние страны лишние 15 млн т способно кардинально изменить региональную металлургическую карту.
Сейчас ближневосточные страны совокупно выплавляют 16-17 млн т стали в год. А крупнейшим производителем как раз является Иран. По данным «World Steel Association», в 2009 году стали в Иране произведено почти 11 млн т. Тем не менее как страна, так и регион в целом на сегодняшний день полностью импортозависимы. По данным «World Steel Association», в прошлом году потребление стали в регионе составило 40,7 млн т. Основой ближневосточного импорта являются квадратная заготовка, горячекатаный прокат и арматура. За присутствие на местном рынке активно сражаются многие крупные сталепроизводители. Помимо Украины, Ближний Восток активно окучивают меткомбинаты России, Турции и Китая. Легко подсчитать, что гипотетический прирост иранского металла способен закрыть половину всего импорта в регионе и лишить сторонних поставщиков львиной части доходов. Кроме того, свои амбициозные планы по увеличению производства имеют как другие крупные региональные производители(Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар), так и завоевывающие местный рынок турецкие метзаводы.
Впрочем, у украинских металлургов пока есть все шансы остаться под ближневосточным солнцем. Во-первых, этот регион демонстрирует высокий рост металлопотребления. «World Steel Association» прогнозирует рост потребления стали в 2010 году до 44,7 млн т (+10%), в 2011-м – до 48,4 млн т (+8,2%). При этом значительную долю поставок украинского металла составляют полуфабрикаты, потребность в которых сохранится. Аналитик Phoenix Capital Александр Макаров отмечает достаточно низкую себестоимость производства интегрированных украинских компаний, чтобы конкурировать на ближневосточном рынке как с местными, так и зарубежными сталепроизводителями из России, Турции и Китая. А вице-президент по странам СНГ «Research&Consulting Group» Александр Сирик напоминает, что от заявления о планах до их конечной реализации иранским производителям предстоит пройти немало шагов.
Андрей Самофалов
Источник: «Комментарии»