23.04.2010
Адекватным ответом на растущий дефицит сырьевых ресурсов в украинском ГМК является внедрение новых технологий прямого восстановления железа. Сегодня этот вопрос актуален как никогда.
Президент украинской ассоциации «Втормет» Валентин Куличенко отмечает, что за последние 10 лет объем ломозаготовки в Украине сократился в два раза, с 10 млн тонн до 5,1 млн. По его словам, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее падение объемов за счет снижения ломообразования. Металлофонд в стране обновляется чрезвычайно медленно, а то, что можно было порезать и сдать – уже давно порезано и сдано.
Также существует в Украине и проблема с обеспечением доменного производства коксом, связанная с недостатком коксующихся углей. При этом генеральный директор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт оценивает дефицит сырья для коксохимзаводов на текущий год в 8,6 млн тонн.
Неудивительно, что в такой ситуации металлурги вынуждены вспомнить о производстве металлизированных окатышей DRI, или губчатого железа, методом прямого восстановления в газовой среде. Эта, известная еще в глубокой древности технология, так называемый кричный передел, получает в последнее время все большее распространение. Для сравнения: если в 1988 году в мире было получено 12,53 млн тонн губчатого железа, то в 2003 году уже 49,5 млн тонн.
Так, японская металлургическая компания Kobe Steel в начале апреля сообщила о строительстве нового завода по производству металлизированных окатышей DRI в Бахрейне. Мощность предприятия составит около 1,5 млн тонн продукции в год, а его ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2013 года.
Несколько раньше, в IV квартале 2009 года, Иркутская горно-металлургическая компания приступила к реализации проекта по строительству горно-металлургического комбината в Тайшете. Согласно расчетам предприятие будет выпускать примерно 7 млн тонн железорудного концентрата, полученного из руды Мало-Тагульского месторождения. Далее концентрат будет поступать на завод по производству железной губки методом прямого восстановления, позволяющий получать 3 млн тонн DRI в год. Полная стоимость проекта оценивается в $1,4 млрд и для его реализации ИГМК заручилась поддержкой китайских инвесторов.
Согласно информации участников рынка подобные планы до кризиса вынашивал и владелец украинской группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго. И даже успел начать строительство электрометаллургического завода «Ворскла-сталь», на котором DRI с содержанием железа 85-90% должно переплавляться в марочную сталь. А производство металлизированных окатышей предполагается разместить на базе Полтавского ГОКа, входящего в состав группы.
Весьма вероятно, что в силу географической близости покупателем полтавского DRI мог бы стать и Виктор Пинчук, строящий электрометзавод «Интерпайп-сталь» на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Однако реализация проекта «Ворскла-сталь» приостановлена из-за кризиса – пока до 2013 года. Соответственно, пока и не внедряются технологии по производству железной губки.
Директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк отмечает, что, несмотря на улучшение ценовой конъюнктуры на рынке железорудного сырья, украинские производители пока не готовы к реализации перспективного направления. «Потому что из кризиса они вышли финансово ослабленными», – поясняет он. Согласен с такой оценкой и источник в Минпромполитики. «Насколько я знаю, участники рынка сейчас заняли выжидательную позицию и практически ничего не делается», – отметил он.
А ведь затраты на проект по выпуску DRI являются вполне умеренными: по некоторым данным, стоимость запуска производства мощностью 1 млн тонн металлизированных окатышей в год сейчас равна примерно $300 млн. Это включает восстановительную шахтную печь, печь реформинга технологического газа, системы рекуперации тепла и горячего брикетирования железа прямого восстановления.
В днепропетровском Институте черной металлургии отмечают, что часть необходимого оборудования может быть изготовлена на отечественных предприятиях, например Днепротяжмаше и Новокраматорском машзаводе. В ИЧМ также подчеркивают следующие плюсы от использования DRI вместо лома в электродуговых печах: уменьшение расхода электроэнергии, электродов и огнеупоров на 1 тонну жидкой стали, а также снижение содержания такой вредной примеси, как азот – с 70 до 20 ppm.
Поэтому можно предположить, что жизнь все-таки заставит украинских металлургов вплотную взяться за прямое восстановление железа. Ведь импорт коксующихся углей не является полноценным решением проблемы, а с переходом на непрерывную разливку стали лома, пригодного для переплавки, станет еще меньше.
Игорь Воронцов
Источник: «МинПром»