Система контроля передвижения транспорта для вашей компании
Прозрачность по всему пути следования
В Украине, по неофициальным данным, около 30 % горюче-смазочных материалов (из которых львиную долю составляет топливо) расхищается персоналом предприятий. Вы уверены, что к вашей фирме это не относится? Можно, конечно, возразить, что в отличие от других компаний ваша вовремя перешла на использование газа и сейчас вы спокойны за «честное» потребление топлива автотранспортом. Но давайте не будем спешить с выводами, а вспомним про такие вещи как перевозка «левых» грузов или пассажиров. Пусть это и не грозит компании прямыми финансовыми потерями, но упущенной выгодой и повышенным износом автотранспорта – вполне. Приведем еще один любопытный факт: более 20 % расходов по эксплуатации автотранспорта вызваны ненадлежащим контролем над работой транспортных служб. Разве эти два аргумента не убедительны (тем более в нынешнее непростое для бизнеса время)? Может, пришло самое время задуматься о надлежащей системе контроля работы транспорта и окончательно развеять все сомнения в честности водителей, механиков и других работников автотранспортной сферы предприятия?
Металлоторговый бизнес в нашей стране сильно зависим от стоимости грузоперевозок на внутреннем рынке. По мнению издательства «Металлика», у потребителей металла и торговых компаний всегда есть две альтернативы – осуществлять перевозки железнодорожными вагонами или использовать автомобильный транспорт. При больших партиях товара безусловно более выгодной (хотя и не всегда более оперативной) выглядит логистика с использованием железнодорожного транспорта. Но с началом кризиса картина несколько изменилась. Во-первых, снизилось потребление металла (а следовательно – и размер средней партии при перевозках). Во-вторых, участилась практика перекупки небольших партий металла между самими трейдерами (для формирования сборных заказов своим клиентам). Поэтому автомобильный транспорт в логистике металлопродукции выходит на первый план и все больше используется для удовлетворения потребностей как клиентов, так и металлоторговцев.
Удаленность производства от рынков сбыта металлопродукции (производственные активы сосредоточены в Донецко-Приднепровском регионе, а потребление – в крупных городах) играет ключевую роль в стоимости транспортировки металла. По этой причине на тонну реализованной продукции приходится от 50 до 100 гривен транспортных издержек. Учитывая, что средний размер наценки металлоторговой компании не превышает 300-500 гривен на тонну, доля транспортных издержек в торговой наценке может колебаться в пределах от 10 до 33 %. Думаем, это как раз те показатели, на которые металлоторговые компании могут (и должны) влиять. Контролировать их нужно путем эффективной организации грузоперевозок собственным транспортом и надзора за его использованием в процессе торговли металлом.
Сегодня о GPS-навигации не слышал разве что глухой. Тем не менее, несмотря на широкую известность данной технологии, все же рискнем предположить, что ее потенциал в коммерческих целях используется мало. Потребителю хорошо известны основные возможности GPS-навигации:
- отображение местоположения транспортного средства на карте;
- определять оптимальный маршрут движения (отдавая приоритет движению по главным дорогам или самому короткому пути) к месту назначения;
- уточнять и пересчитывать маршрута во время движения;
- фиксирование объектов по пути следования транспорта и др.
Менее известны, но от этого не менее полезны с практической точки зрения, системы GPS-мониторинга (в информационных источниках встречаются также под названием «система GPS-контроля», «система GPS-слежения» и т.п.). Но как раз их возможности являются поистине неоценимыми для логистических, транспортных компаний и среднего бизнеса. Широкий функционал систем GPS-мониторинга позволяет осуществлять контроль за работой автотранспорта в следующих аспектах:
-
Обеспечение сохранности грузов при перевозках.
Оборудовав ваш автомобиль системой GPS-мониторинга, вы можете в любой момент проконтролировать его передвижение и отклонение от заранее установленного маршрута. Запись и фиксация всего маршрута движения автотранспорта (с указанием мест остановок) позволяет без особых трудностей восстановить его в случае угона транспорта. Некоторые системы (при контейнерных перевозках) позволяют фиксировать (с помощью встроенных датчиков) время и место открытия контейнера, и таким образом, улучшить сохранность грузов. -
Исключение возможности перевозок вне вашей компании.
Защита от использования транспорта не по целевому назначению, т.е. от перевозки «левых» грузов и пассажиров. Фиксация полного маршрута движения автомобиля и соотнесение его с заранее спланированным позволяет (при необходимости) предоставить убедительные аргументы, подтверждающие нецелевое использование транспортного средства. -
Контроль расхода топлива и предотвращение его хищения.
Современные системы GPS-контроля позволяют определить места заправки и слива топлива. Установленные датчики фиксируют время и объем израсходованного топлива, а также динамику его изменения по всему маршруту движения. Через систему аналитических отчетов без труда можно выявить места несанкционированного отбора топлива из системы автомобиля. Некоторые из продвинутых систем GPS-контроля пошли еще дальше – они фиксируют и оповещают о фактах заправки транспорта некачественным топливом. -
Оптимизация логистики на предприятии.
Перед современным торговым предприятием, обладающим обширным парком автотранспорта довольно часто возникает задача доставки грузов нескольким заказчикам или одному заказчику, но в несколько мест. Конечно, решить ее вовремя и с минимальными транспортными издержками можно и с помощью современных методов моделирования маршрутов передвижения транспорта. Но, к сожалению, этим методам присущ ряд существенных недостатков. Во-первых, расчеты по таким методам достаточно трудоемки, что влияет на скорость принятия решения в компании. Во-вторых, они не учитывают фактического месторасположения автотранспорта в начале его движения. Поэтому данные модели не всегда работают успешно, а в некоторых внештатных ситуациях и вовсе оказываются бесполезными (например – при аварии, вынужденных поломках и банальных пробках). Система GPS-контроля, в отличие от них, оптимизирует управление маршрутом движения на более высоком и качественном уровне. Избегая вынужденных простоев при загрузке и разгрузке, оперативно удовлетворяя запросы клиентов, вы тем самым избегаете лишних финансовых потерь.
Рассматривая возможности систем GPS-мониторинга, следует отметить, что работать они могут в двух режимах (от этого, в конечном итоге в немалой степени зависит их стоимость):
-
Online
позволяет осуществлять все мониторинговые и контрольные функции в режиме реального времени; -
Offline
мониторинг и контроль использования автотранспорта можно проводить только за прошедший период времени.
При выборе режима «Offline» вы не можете в режиме реального времени влиять на использование транспортных средств, поэтому оперативность и качество решений, принимаемых по данным системы контроля, заметно хромает. В то же время, стоимость такой системы в сравнении с «Online» заметно ниже.
Для облегчения выбора и целесообразности системы необходимо рассчитать общий срок окупаемости вложений. Для этого за критерий снижения издержек возьмем расход топлива (по мнению экспертов, при внедрении системы GPS-мониторинга на автотранспорте он снижается на 30 %). Как известно, перевозка металла осуществляется транспортом грузоподъемностью до 20 тонн. При использовании транспорта в городском цикле и междугородних перевозках средний его пробег за месяц составляет от 4000 км до 8000 км. Средний расход топлива транспорта грузоподъемностью до 20 тонн находится в пределах 30-35 литров на 100 км. Проведем небольшой расчет ежемесячной экономии от внедрения системы GPS-мониторинга.
Табл. 1. Расчет экономии от внедрения
системы GPS-мониторинга грузового транспорта
Показатель | При пробеге 4000 км | При пробеге 8000 км | ||
Средний расход топлива (л на 100 км) | 30 | 35 | 30 | 35 |
Стоимость топлива (грн за л) | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Расходы на топливо, грн | 7800 | 9100 | 15600 | 18200 |
Размер ежемесячной экономии от внедрения системы, грн | 2340 | 2730 | 4680 | 5460 |
Как видим, расчеты показывают, что только за счет снижения издержек на топливо по одной машине компания может экономить от 2 до 5 тыс. грн ежемесячно. А если прибавить к этому уменьшение штрафов (за счет контроля скоростного режима на дороге), уменьшение пробега (путем пресечения «левых перевозок»), уменьшение сроков выполнения заказов, уменьшение степени износа автотранспорта, то размер экономии может увеличиться в разы. Но даже за счет экономии топлива целесообразность использования систем GPS-мониторинга не вызывает сомнений.
В то же время, средняя стоимость системы GPS-мониторинг на одно автотранспортное средство колеблется в пределах от 4 до 8 тыс. грн (в зависимости от производителя и функциональности). Дополнительное оборудование мониторинговой системы (датчики топлива, датчики контроля пассажиров и т.д.) может затянуть еще на 3 тыс. грн (для одного транспортного средства). Наиболее незначительной статьей расходов на GPS-мониторинг является ежемесячное абонентское обслуживание сервисной компании, составляющее от 150 до 300 грн. Общая сумма, вроде бы, получается не такая уж и маленькая. Но даже при таких расходах вложенные в GPS-мониторинг деньги вернутся (хотя бы в виде экономии расхода топлива) уже через 4-6 месяцев.
Приведенные выше нехитрые расчеты убедительно свидетельствуют в пользу покупки системы. Но, несмотря на кажущееся совершенство GPS-систем, необходимо обратить внимание на ряд особенностей, которые, безусловно, придется учесть при работе с ними:
- Отсутствие качественных карт автомобильных дорог и многих городов Украины может не только усложнить поиск оптимальных маршрутов движений, но и привести к ошибкам в системе.
- При движении по рельефной местности (горные массивы с резким перепадом высот) система может неточно определять координаты местонахождения объекта, что приводит к ошибкам в определении маршрутов, информировании о ближайших поворотах и пр.
Тем не менее, эти недостатки не могут превзойти явные преимущества, которые система дает в деле повышения эффективности работы и контроля целевого использования транспорта. Таким образом, делаем вывод: приобретение GPS-системы для транспорта компании это не затраты, а снижение затрат.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
What's up, after reading this
Hi just wanted to give you a
Hi to all, how is the whole
Hi, I read your blog like
It's truly very complicated
It's appropriate time to make
Отправить комментарий